Если у вас в семье подрастает дошкольник, вы уже наверняка задумываетесь, как правильно подготовить его к школе. И, скорее всего, уже просмотрели немало рекламных объявлений, в которых специалисты обещают развить у вашего малыша когнитивные способности. Но не все родители понимают, о чём идёт речь.
Модное словечко «когнитивный» для многих ещё в новинку. Означает оно – «познавательный, связанный с мышлением». Иными словами, ребёнка учат познавать мир и успешно усваивать знания.
Память, логика, воображение, решение задач, восприятие нового, формирование определённых понятий – всё это и есть когнитивные способности.
Когнитивное развитие ребёнка
А развиваются они в первую очередь самым естественным для детишек способом – через игры, главным образом творческие. Это могут быть пазлы, лепка, аппликации, рисование.
Рисующие дети, как и в игре, становятся непосредственными участниками того, что они изображают. Важно, чтобы с вашей помощью ребёнок внимательно изучил предмет, который он хочет нарисовать. Попросите его внимательно рассмотреть этот предмет, дотронуться до него, рассказать о нём. Это помогает детям воспринять форму предмета и передать её на бумаге.
Конечно, можно просто дать малышу в руки карандаши или краски с кисточкой, чтоб он рисовал всё, что ему захочется. А можно вместе нарисовать, например, книжку. Что лучше? Разумное сочетание того и другого, чтоб малыш имел возможность выплеснуть на бумагу всё, что ему диктует воображение, и в то же время умел выполнить конкретное задание.
В 4-5 лет можно учить ребёнка рисовать узоры из ритмично повторяющихся цветных точек на бумаге разной формы.
Располагайте узоры на круге, квадрате, размещайте их в ритмичной последовательности: в середине, по сторонам, по углам, соблюдая симметрию. В круге узор строится от центра и по краю, а затем можно заполнять и середину.
Пусть малыш учится передавать различия в величине и пропорциях предметов: дерево высокое и дерево низкое, речка узкая и широкая. Если он рисует кисточкой, напомните, что для получения широких полос и мазков кисточку нужно наклонить, а для рисования концом кисти держать её вертикально.
Кстати, оценить когнитивное развитие ребёнка можно по рисунку. Попросите кроху очень подробно нарисовать человечка-мальчика.
1. Если у нарисованной фигурки пропорционально изображены все части тела, на голове есть уши и волосы, на лице – глаза, брови, рот и нос, на руках по пять пальцев, значит, у ребёнка хорошее логическое мышление и развита мелкая моторика. Уровень когнитивного развития высокий. Важный момент: силуэт должен быть изображён одной непрерывной линией, чтоб руки и ноги как бы вытекали из туловища.
2. Малыш отдельно нарисовал голову и туловище человечка, а к ним уже пририсовал руки и ноги. При этом, возможно, не изобразил шею или волосы, или ошибся в количестве пальцев на руках, но зато на лице все детали на месте. Это средний уровень когнитивного развития.
3. Если у нарисованного человечка нет ни ушей, ни волос, ни одежды, на руках отсутствуют пальцы, а на ногах ступни, к тому же руки и ноги изображены просто двумя параллельными линиями, то уровень развития ниже среднего. Впрочем, для малыша 4 лет это ещё допустимо, но для 5-6 лет результат не блестящий.
4. Нарисованы голова с туловищем и палочки вместо конечностей. Чем примитивнее рисунок, тем ниже уровень когнитивного развития.
5. Неразборчивые каракули – уровень очень низкий.
Как его повышать? Больше читать ребёнку, учить с ним стихи, пусть он перескажет вам прослушанную сказку. Отлично помогает в развитии вырезание аппликаций, особенно если вы развиваете догадливость малыша, учите изобретательности, чтобы он сам придумывал новые образы. К примеру, показать ребёнку прямоугольник и спросить, что надо к нему добавить, чтобы получился домик.
В 5-6 лет из различных геометрических форм, вырезанных из картона или плотной цветной бумаги, малыш уже может выклеивать сложные картинки: ромашку, куклу, домик с окном и забором, домик с трубой и дверью.
Можно совместно мастерить игрушки-самоделки. Казалось бы, зачем, ведь в магазинах сейчас такой богатый выбор игрушек ? Но если вы хотите развить в детях сообразительность и смекалку, конструирование игрушек из природных материалов – это как раз то, что нужно.
В возрасте от четырех до пяти лет ребенок может изготовить грибы из каштанов и желудей, жучков из скорлупы грецкого ореха и пластилина, матрешек из сосновых шишек и пластилина, птичек, рыбок, ёжиков из шишек и пластилина, лодочки из скорлупы грецкого ореха и пластилина, бабочку из ракушек, сухих листьев и пластилина, черепаху из пластилина и шляпок желудей, гирлянды из листьев и др.
В возрасте от пяти до шести лет ребенок может сделать черепаху из скорлупы грецкого ореха, ежат – из семян арбуза, тонких веточек, иголок, пластилина, грибы на поляне – из каштанов, желудей, скорлупы грецких орехов, уток – из шишек.
Для соединения частей во всех поделках используется пластилин. В таких поделках, как совята из шишек, пластилина, шляпок желудей, барашек из шишек, желудей, семян ноготков, посуда из коробочек мака, пластилина, желудей, их шляпок, кораблики из скорлупы грецких орехов, бересты, рыбки в пруду из шишек, цветной бумаги, бересты и др., части нужно соединять клеем.
Больше поощряйте детскую любознательность, проявление инициативы, бесконечные вопросы и стремление всё попробовать, тогда и в школе он будет учиться с удовольствием.
На заметку для любознательных родителей: вышел в свет новый электронный журнал «Это вы можете». Это сборник публикаций на самые разные темы: от кулинарных рецептов до советов юриста и психолога. Первый выпуск журнала – в сайдбаре слева. Читайте, оценивайте, а при желании становитесь соавторами!
Tags: воспитание развитие ребёнок
5 комментариев
Кажется , что современные дети с самого рождения уже знают кем будут.
Если малыш не хочет лепить, не заставишь.
У него другое предназначение.
Не знаю, как насчёт ребёнка, а у меня уровень когнитивного развития явно не на высоте) голова с туловищем и палочки вместо конечностей — это про меня) но не потому, что я не знаю о существовании шеи и волос, а потому что просто лень)
У меня в этом году первоклассник. Рисовать у нас проблема, и по когнитивному развитию получается ниже среднего… Занимаемся, стараемся. Стихи учим, лепим, конструктор собирает, но рисует до сих пор головоногов.
Вроде и прожила много, а о когнитивном развитии ребёнка услышала впервые. Интересно было узнать!
Слово, безусловно незнакомое, а текст вполне подходящий. Наличие большого количества правильных деталей в рисунке — это хорошо, даже если с рисованием у малыша не все гладко.