Моя дочь, как и я, научилась читать по старинке — без всяких специальных методик, просто соблюдая несколько простых правил. Как это произошло, можно узнать здесь.
А вот подруга решила поэкспериментировать и купила своей двухлетней малышке кубики Зайцева
Надо сказать, что с помощью пособий Зайцева можно научить ребёнка не только читать, но и логике, математике и геометрии. Лично мне очень понравились комплекты «Счётные палочки«, «Тысяча и ещё» и «Пифагор«.
Именно по числовой ленте Зайцева моя дочь научилась различать чётные и нечётные числа: чётные были нарисованы на чёрном фоне, нечётные — на оранжевом. А благодаря «Пифагору» она уже неплохо считает в уме и даже осваивает простые дроби. И это при том, что я вовсе не стремлюсь воспитать вундеркинда — всё происходит в игровой форме и как бы само собой.
Но сегодня мы поговорим именно о кубиках для чтения.
Всего их 61. Эти кубики бывают пластмассовыми и картонными. Подруга приобрела картонные — во-первых, они чуть дешевле, а во-вторых, в картонных кубиках более ярко слышны различия между звонким и глухим звучанием. Кубики с глухими звуками наполнены деревянными палочками, со звонкими — металлическими шариками, а с гласными — колокольчиками.
В комплект также включены таблицы, с которыми надо работать при помощи указки, и аудиозаписи со специальными песенками под аккомпанемент баяна и балалайки. Все кубики разные по величине, цвету и весу.
Суть методики Зайцева заключается в том, что ребёнок учится читать и писать одновременно по складам — не по буквам, не по слогам, а именно по складам.
Чем склад отличается от слога?
Слог может содержать от одной до десяти букв, например, взгляд — односложное слово. А склад — это соединение согласной буквы с гласной либо отдельная гласная или согласная, либо согласная с буквой «ъ» или «ь». Например, слово » пи — рог» делится на два слога, но на три склада : пи—ро—г.
Вы замечали: когда малыш начинает говорить, он делает это не по буквам, а по складам. Так что, обучаясь по методике Зайцева, ребёнку не обязательно понимать, как одна буква соединяется с другой, он запоминает готовые склады.
Приходилось мне слышать и оголтелую критику этих занятий. Как правило, критики утверждают, что при обучении по складам у детей не развивается фонетический слух и они плохо понимают слова целиком. А некоторые вообще говорят, что раннее обучение истощает нервную систему ребёнка и ослабляет иммунитет.
Ну, если обучение проводится в ущерб активным играм и прогулкам на свежем воздухе — тогда конечно. А если всё правильно сочетать — вреда никакого не будет. Совершено не понимаю тех родителей, которые бросают детское образование на самотёк и на воспитателей детсада, и без того загруженных. А потом ребёнок даже в 7 лет читать не умеет, в наше-то время!
И напоследок несколько практических упражнений.
1. Составлять из кубиков названия всех предметов в комнате — как мебели, так и игрушек.
2. Наугад вытаскивать кубик и находить в таблице соответствующий склад.
3. Показывать малышу изображения животных и пусть он находит кубик со звуком, которое издаёт это животное: корова — му, овечка — бе, козочка — ме и т. д. А впоследствии составлять из кубиков названия животных.
4. Прятать кубик где-нибудь в комнате и пусть малыш найдёт и прочитает, что на нём написано.
5. Взять склады с одним гласным звуком и разными согласными ( или наоборот — с одним согласным и разными гласными ) и составить из них паровозик, пропевая с ребёнком всю цепочку звуков.
Методика Зайцева меня заинтересовала, к тому же она идеально подходит для изучения русского языка как иностранного.
Но лучше всего о методике рассказать и показать её в действии может сам автор — педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев. Смотрите видеоролик и высказывайтесь в комментариях!
Tags: воспитание игры развитие ребёнок
0 Комментариев