Давать ли детям деньги

Давать ли детям деньги

Давать ли детям деньги с младенческого возраста и воспитывать меркантильность? Вовсе нет, крайности в любом деле ни к чему, а уж в финансах и подавно.

Как научить ребёнка правильному отношению к деньгам  и нужны ли вообще в детском мире финансовые взаимоотношения?

Большинство родителей начинают выдавать ребёнку карманные деньги только тогда, когда он уже поступил в первый класс. Считается, что раньше малыш всё равно не разберётся, что с ними делать – пусть не портит себе счастливое детство, а всё, что нужно, ему купят родители.

В итоге зачастую первоклассник все деньги, выданные, допустим, на завтраки в школе, спускает на сладости или угощает всех друзей подряд. Я совсем не против дружбы и взаимного угощения, но если у ребёнка к финансовой безграмотности ещё и мягкий характер, он рискует превратиться в “дойную корову” для сверстников.

Давать ли детям деньги

Так что же делать – вручать ребёнку купюры чуть ли не с младенческого возраста и воспитывать меркантильность? Вовсе нет, крайности в любом деле ни к чему, а уж в финансах и подавно. Но брать малыша с собой в магазин, чтобы вместе выбрать игрушку, нужно с раннего возраста – это, кстати, один из методов воспитания самостоятельности.

И обязательно заострите внимание ребёнка на факте оплаты: “Игрушка будет твоей только тогда, когда мы отдадим за неё денежку на кассе”. Через некоторое время можно позволить ребёнку самому расплатиться за игрушку, “как большому”.

Можно и дома поиграть в магазин – это ещё и память развивает. Сейчас в магазинах игрушек есть игрушечные кассовые аппараты с калькуляторами, с помощью такой игры малышу будет нетрудно усвоить понятия “цена”, “сдача”, “дорого”.

Следующий этап финансового воспитания – это копилка. Простое откладывание монеток в специально предназначенную для этого коробочку способно научить планированию, терпению, счёту. В моём детстве была копилка в виде симпатичной хрюшки с прорезью на спинке: когда копилку забивали монетами до отказа, то разбивали вдребезги, иначе было не достать накопленные денежки.

А лет в 5-6 у ребёнка уже должен быть свой собственный кошелёк и будет отлично, если раз в неделю вы будете выдавать ему определённую сумму, пусть даже чисто символическую. Отложить её в копилку или потратить на что-нибудь – пусть решает сам ребёнок, с вашей стороны возможны лишь небольшие советы, но отнюдь не давление! Скорее всего, на первые деньги ребёнок купит какую-нибудь ерунду – жвачку и т.п. , но постепенно научится распределять финансовые средства правильно и нести ответственность за свой выбор.

Некоторые родители платят детям за помощь по дому – пыль протереть, цветы полить, чашки сполоснуть – но это уже получается не финансовое воспитание, а ерунда. Рано или поздно ребёнок вырастет и начнёт жить самостоятельно – и кто ему тогда будет платить за выполнение домашних обязанностей? А выполнять их бесплатно он не привык :)

А вот если соседка или подруга даст Вашему малышу какое-то мелкое поручение, это уже будет работа и отлично, если она за эту работу немного заплатит. В моём пионерском детстве разговоры о деньгах не поощрялись, эта тема считалась если не запретной, то стыдной, а уж о финансовой грамотности и говорить не приходилось. Зато теперь юное поколение даже за хорошие оценки в школе, бывает, ждёт материального поощрения – это я считаю перебором.

Лучше всего придерживаться золотой середины и прививать ребёнку не только финансовые, но и нравственные ценности. Соблюсти этот баланс порой бывает сложно, особенно в подростковом возрасте, именно поэтому и о деньгах, и о морали нужно говорить с малышом, не дожидаясь, когда он подрастёт. В видеоролике о роли денег в воспитании детей рассказывает психолог Галина Колпакова. А вы что думаете – стоит ли давать детям карманные деньги ?  

Почитайте на эту тему: