Во времена моего детства практиковалось в основном воспитание, основанное на запретах. Чем меньше неудобств причинял ребёнок родителям, чем меньше он требовал к себе внимания, тем лучше воспитанным он считался.
Сейчас психологи в один голос говорят, что такое «воспитание» замедляет развитие ребёнка и затрудняет формирование его личности. Так что же, совсем никаких запретов, всё-всё можно? Абсурд, конечно.
В каких случаях слова «нет», «нельзя» необходимы и как правильно донести их до ребёнка, об этом сегодняшняя статья.
Как объяснить ребёнку, что нельзя
В раннем детстве, лет до двух, все запреты связаны в основном с безопасностью малыша. Абсолютно бесполезно наказывать ребёнка в этом возрасте или проявлять настойчивость, добиваясь правильного поведения – он просто пока не поймёт, почему нельзя рыться в сумке у тёти, которая пришла в гости, или, например, почему нельзя кричать во всё горло в музее.
Вместо того, чтобы одёргивать ребёнка, лучше маме проявить мудрость: сумочку пришедшей гостьи повесить повыше, а в музей ребёнка просто не брать – придёт для этого подходящее время.
Нужно ещё понять такой нюанс: малыши до трёх лет запреты с первого раза и на всю жизнь не усваивают. И ни в коем случае нельзя их за это ругать, маленькие они ещё.
Ребёнок может понять, что дотрагиваться до горячей кастрюли нельзя, но для него совсем не очевидно, что нельзя дотрагиваться и до сковородки, которая рядом, и до другой кастрюли, допустим, в гостях у бабушки. Также ему непонятно, что нельзя будет дотронуться до горячей кастрюли и завтра, и послезавтра.
Малыш не тупит, не делает назло, просто он мыслит сиюминутными ситуациями и логические параллели проводить не умеет. Поэтому лет до трёх лучше обеспечить безопасность дома, как рассказано в этой статье. Это поможет реже прибегать к запретам.
Вообще запретов не должно быть много. Если на любое действие реагировать словом «нельзя», для ребёнка это слово потеряет смысл и будет восприниматься, как что-то, не заслуживающее внимания.
До трёх лет детки чутко улавливают неодобрительный тон и холодные интонации в голосе мамы. Истерическая ругань не просто будет лишней, она напугает ребёнка и лишит его способности осмысленно воспринимать информацию.
В три годика уже можно переключать детскую активность на что-то другое. Например, разрезать ножницами мамину книгу нельзя, но можно разрезать старую газету.
Постарайтесь устранить все возможные поводы для запретов. К чему тратить время на то, чтобы внушить ребёнку, что брать документы и бумаги с папиного стола нельзя? Пусть папа их там не оставляет без присмотра, а убирает, заодно и сам к порядку приучится.
Нельзя пачкаться на прогулке? Но что это за прогулка, если ребёнок вынужден степенно вышагивать рядом с мамой? Подумаешь, испачкается, ведь есть стиральная машина.
Составьте список действительно необходимых запретов и обязательно согласуйте его со всеми членами семьи. Если мама что-то запрещает, а бабушка разрешает, это вносит в детский мирок сумбур и непонимание.
Стоит ли наказывать ребёнка физически? Есть такая народная мудрость: один шлепок по попе эффективнее сотни сказанных «нельзя». На мой взгляд, это воспитание агрессии.
Когда взрослый человек, который заведомо больше и сильнее, бьёт ребёнка, в детском мозгу отпечатывается: можно ударить того, кто слабее, и тем самым добиться от него нужных тебе действий. Вырастая, такие дети чаще обижают тех, кто младше и слабее, и понимают только язык силы. Доброта и попытки найти компромисс воспринимаются ими как проявление слабости, и не иначе.
Если вы не ставите перед собой задачу воспитать маленького забияку, никогда не бейте ребёнка! А вот научить его защищаться от драчунов очень даже стоит, ведь далеко не все родители воспитывают детей одинаково, некоторые, увы, и вовсе себя не утруждают.
А вы как объясняете ребёнку, что ему можно, а что нельзя? Расскажите в комментариях.
Tags: воспитание развитие ребёнок
1 Комментарий
Спасибо! Очень полезная и интересная статья!