Кубики Зайцева

Кубики Зайцева.

… подруга решила поэкспериментировать и купила своей двухлетней малышке кубики Зайцева.

Моя дочь, как и я, научилась читать по старинке – без всяких специальных методик, просто соблюдая несколько простых правил. Как это произошло, можно узнать здесь.

А вот подруга решила поэкспериментировать и купила своей двухлетней малышке кубики Зайцева

Надо сказать, что с помощью пособий Зайцева можно научить ребёнка не только читать, но и логике, математике и геометрии. Лично мне очень понравились комплекты “Счётные палочки“, “Тысяча и ещё” и “Пифагор“.

Именно по числовой ленте Зайцева моя дочь научилась различать чётные и нечётные числа: чётные были нарисованы на чёрном фоне, нечётные – на оранжевом. А благодаря “Пифагору” она уже неплохо считает в уме и даже осваивает простые дроби. И это при том, что я вовсе не стремлюсь воспитать вундеркинда – всё происходит в игровой форме и как бы само собой.

Но сегодня мы поговорим именно о кубиках для чтения.

Всего их 61. Эти кубики бывают пластмассовыми и картонными. Подруга приобрела картонные – во-первых, они чуть дешевле, а во-вторых, в картонных кубиках более ярко слышны различия между звонким и глухим звучанием. Кубики с глухими звуками наполнены деревянными палочками, со звонкими – металлическими шариками, а с гласными – колокольчиками.

В комплект также включены таблицы, с которыми надо работать при помощи указки, и аудиозаписи со специальными песенками под аккомпанемент баяна и балалайки. Все кубики разные по величине, цвету и весу.

Суть методики Зайцева заключается в том, что ребёнок учится читать и писать одновременно  по складам – не по буквам, не по слогам, а именно по складам.

Чем склад отличается от слога?

Слог может содержать от одной до десяти букв, например, взгляд – односложное слово. А склад – это соединение согласной буквы с гласной либо отдельная гласная или согласная, либо согласная с буквой “ъ” или “ь”. Например, слово ” пирог” делится на два слога, но на три склада : пирог.

Вы замечали: когда малыш начинает говорить, он делает это не по буквам, а по складам. Так что, обучаясь по методике Зайцева, ребёнку не обязательно понимать, как одна буква соединяется с другой, он запоминает готовые склады.

Приходилось мне слышать и оголтелую критику этих занятий. Как правило, критики утверждают, что при обучении по складам у детей не развивается фонетический слух и они плохо понимают слова целиком. А некоторые вообще говорят, что раннее обучение истощает нервную систему ребёнка и ослабляет иммунитет.

Ну, если обучение проводится в ущерб активным играм и прогулкам на свежем воздухе – тогда конечно. А если всё правильно сочетать – вреда никакого не будет. Совершено не понимаю тех родителей, которые бросают детское образование на самотёк и на воспитателей детсада, и без того загруженных. А потом ребёнок даже в 7 лет читать не умеет, в наше-то время!

И напоследок несколько практических упражнений.

1. Составлять из кубиков названия всех предметов в комнате – как мебели, так и игрушек.

2. Наугад вытаскивать кубик и находить в таблице соответствующий склад.

3. Показывать малышу изображения животных и пусть он находит кубик со звуком, которое издаёт это животное: корова – му, овечка – бе, козочка – ме и т. д.  А впоследствии составлять из кубиков названия животных.

4. Прятать кубик где-нибудь в комнате и пусть малыш найдёт и прочитает, что на нём написано.

5. Взять склады с одним гласным звуком и разными согласными ( или наоборот – с одним согласным и разными гласными ) и составить из них паровозик, пропевая с ребёнком всю цепочку звуков.

Методика Зайцева меня заинтересовала, к тому же она идеально подходит для изучения русского языка как иностранного.

Но лучше всего о методике рассказать и показать её в действии может сам автор – педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев. Смотрите видеоролик и высказывайтесь в комментариях!