Нервные расстройства у детей случаются, если они не готовы психологически к какому-нибудь событию. Чтобы этого не произошло, к любой смене жизненной ситуации нужно готовить ребёнка постепенно.
Яркий пример — поступление в детский сад.
Если малыш впечатлителен и избалован, перестройка сформировавшихся привычек будет проходить трудно.
Без должной подготовки ребёнок далеко не сразу может приспособиться к жизни в коллективе, выстроить межличностные отношения со сверстниками.
Он остаётся в одиночестве, и это приводит к подавленности и плаксивости либо, наоборот, к озлобленности и агрессивности — в зависимости от типа нервной системы. Особенно остро это проявляется у детишек с плохой наследственностью, а также у тех, кто перенёс тяжёлые заболевания или родовую травму.
Такие болезни, как пневмония или ревматизм, при длительном течении истощают центральную нервную систему и снижают порог чувствительности. В результате даже незначительная психическая травма может привести к нервному срыву.
Нервные расстройства у детей дошкольного возраста отличаются от неврозов у взрослых в первую очередь тем, что в заболевании выделяется какой-то основной признак — отсутствие аппетита, нарушение сна, расстройство речи,энурез.
Дополнительные симптомы — раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, различные страхи — служат как бы фоном основного расстройства.
Очень часто нервные болезни у детишек сопровождаются вегетативными нарушениями. Ребёнка бросает то в жар, то в холод ; при малейшем напряжении он краснеет или бледнеет; порой наблюдаются перепады температуры тела.
Одни и те же жизненные ситуации вызывают у разных детей совершенно разную реакцию. При нервном срыве психологическая травма как бы находит наиболее слабое звено в головном мозге ребёнка и вызывает то или иное заболевание.
Например, может развиться логоневроз — заикание, если область коры головного мозга, ведающая речью, имеет слабый тип.
Достаточно часто невротическая реакция переходит в заболевание с помощью механизма условной приятности. То есть когда болезненное состояние сопровождается положительными эмоциями, оно может закрепиться и повторяться то и дело.
Вот пример : ребёнок не может адаптироваться к детскому саду — отношения с другими детьми не складываются, его постоянно обижают. Однажды утром перед выходом из дома в детский сад у него начинается рвота ( допустим, съел что-нибудь несвежее ). Его оставляют дома, лечат, жалеют. Не исключено, что в следующий раз перед выходом в садик у него опять начнётся рвота, причём без всяких объективных причин. Это и есть закрепление болезни по механизму условной приятности.
Настоящее расстройство пищеварения, вызвавшее рвоту, принесло внезапную радость — не надо идти в детсад, с которым связано столько неприятных впечатлений. В мозгу образовалась сложная условно-рефлекторная связь : рвота — радость. И теперь уже рвота возникает не из-за проблем с желудком, а из-за нервно-психического комплекса.
Поэтому нужно обращать внимание на любые нарушения в поведении ребёнка — капризы, слёзы,страхи, бессонница. И в каждом случае стараться докопаться до причины и устранить её.
А если хотите, чтоб малыш не болел — укрепите его иммунную систему по правилам из БЕСПЛАТНОЙ книги «Как повысить иммунитет за 20 дней». Получить книгу можно здесь.
В теории при медосмотрах обязательна консультация детского невролога ( невропатолога ). Мы с нашим невропатологом так и не познакомились — то она была в отпуске, то на повышении курсов. Когда дочери было три года, при прохождении обязательного медосмотра мы всё-таки попали к ней на приём и получили нужную запись в медицинской карточке без единого вопроса. Подозреваю, что консультация невролога должна проходить несколько иначе.
Но у нас, к счастью, никаких проблем и нарушений не наблюдается
А вам приходилось обращаться к детскому неврологу? Расскажите в комментариях, как у вас проходил осмотр.
Tags: воспитание развитие ребёнок
0 Комментариев