Чтобы говорить чётко и красиво, для начала нужно научиться правильно дышать. И речь не о физиологическом дыхании, а именно о речевом. Когда оно настроено, у человека не пересыхает во рту, не устают голосовые связки и не садится голос, даже в том случае, если приходится говорить несколько часов подряд.
И формировать эти навыки необходимо с самого детства. Даже если в будущем профессия вашего ребёнка не потребует большого количества разговоров, развитие речевого дыхания сделает его речь гораздо чётче и окружающим будет очень приятно с ним общаться.
Развитие речевого дыхания
Как мы дышим обычно? Обычно — не задумываясь, но если вы обратите внимание на процесс дыхания, то заметите: вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ, затем идёт маленькая пауза. Вдох и выдох приблизительно одинаковы по своей продолжительности. Если вы всерьёз решили укрепить здоровье ребёнка, вы, конечно, приучите его к брюшному дыханию, но это опять же из разряда физиологии.
Речевое дыхание несколько иное. Во время разговора организму нужно более рационально расходовать запас кислорода и постоянно его пополнять. Для этого вдыхают воздух носом, затем следует пауза, а после неё – выдох через рот, который получается намного длиннее, чем вдох. То есть на вдохе мы быстро набираем достаточное количество воздуха, а на выдохе постепенно его расходуем, тогда речь звучит красиво и плавно.
На самом деле научиться правильному владению дыханием легко, и оно довольно быстро входит в привычку. Нужно только регулярно выполнять корректирующие дыхательные упражнения.
Но так ли это важно? Казалось бы, научился малыш говорить, выражать свои мысли, доносить их до окружающих – ну и хорошо, чего же ещё? Но если во время речи он дышит неправильно, то может задыхаться на середине предложения, говорить невнятно или очень тихо, иногда в голосе появляется гнусавость или визгливость. Такие речевые отклонения, как заикание, дизартрия, ринолалия, тоже связаны с неправильным речевым дыханием.
Специальные дыхательные упражнения не только послужат профилактикой, но ещё и укрепят сосуды. Начинать занятия можно с двухлетнего возраста по 2-3 минутки в день, затем постепенно увеличивать время тренировок. Главное – ориентироваться на ощущения ребёнка, чтобы не было головокружений и прочего дискомфорта. Задача мамы – присматривать, чтобы малыш во время упражнений не поднимал плечи, не сжимал губки и не надувал щёчки.
1. Свеча. Детки с удовольствием задувают свечки на торте в день рождения. Но он бывает, как известно, только раз в году, между тем задуть свечку – это отличное упражнение для развития речевого дыхания. Можно включить его в ежевечерний ритуал: перед сном зажигать свечу, чтобы малыш её потушил.
2. Одуванчик. Во время прогулки сорвите несколько белых пушистых одуванчиков. Пусть ребёнок подует на них так, чтобы все-все пушинки полетели вверх — и весело, и полезно.
3. Кораблик. В нашем бескомпьютерном детстве мы очень любили делать бумажные кораблики и запускать их в «большое плавание» по лужам. Если дуть на такой кораблик, то можно управлять его движением. Можно даже устроить такое маленькое соревнование между детьми – дуть на кораблик с двух сторон, пытаясь сдуть его с места. Кому первому это удастся, тот и победил. Либо смастерить два кораблика и посоревноваться, какой из них первым доплывёт с одного конца лужи до другого. Если погода стоит солнечная и луж во дворе не сыскать, запускайте кораблики дома в ванне.
4. Бабочки. Вырезать из цветной бумаги 5-6 бабочек и подвесить их на ниточках. Пусть малыш дует на них, изображая лёгкий ветерок.
5. Буря в стакане воды. Налить воды в стакан примерно до половины и дать ребёнку трубочку. Если опустить трубочку в воду и очень сильно в неё подуть, в стакане поднимется самая настоящая буря. Представьте, что это шторм на море. Конечно, взрослым трудновато ассоциировать море со стаканом воды, но у детей обычно с воображением всё в порядке.
6. Ароматы. Разрезать фрукты или разложить на блюде любые ягоды и принюхаться к их аромату. При этом малыш втягивает воздух носом и вырабатывает правильный вдох. Нюхайте всё, что встречается на прогулке – цветы, свежескошенную травку, еловые шишки.
Как видите, все упражнения несложные и выполняются в игровой форме. А в итоге у ребёнка развивается бесшумный носовой вдох и плавный ротовой выдох. Это позволяет произносить необходимое количество слов без лишних пауз и заглатывания воздуха.
Как правило, при развитом речевом дыхании ребёнок в 3 года на выдохе способен произнести два слова, а в 6 лет – уже 4-5. А в каком возрасте малыш начинает говорить, можно почитать здесь.
Почитайте на эту тему:
Tags: развитие ребёнок
1 Комментарий
И на самом деле не очень то и всё сложно. Упражнения все основаны в основном на выдыхании. Попробуем, наверное и у нас получится.