Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори.

Но захотелось мне узнать, что же это всё-таки такое – методика Марии Монтессори? И вот что выяснилось…

методика Марии МонтессориКогда моя подруга услышала, что дочка в 4 года у меня уже читает, она спросила: ” Ты с ней по Монтессори занималась?”

А я , если честно, про методику Монтессори только слышала краем уха. Как я научила дочку читать, я уже писала здесь.

Но захотелось мне узнать, что же это всё-таки такое – методика Марии Монтессори?

И вот что выяснилось.

Детских клубов, садиков и кружков, работающих по методу Монтессори, сейчас очень много. Правда, наш маленький городок эта мода пока обходит стороной, но скоро, наверное, доберётся.

Между тем эта методика была разработана ещё в начале прошлого века – сначала для умственно отсталых ребятишек. А когда эти ” отсталые” под руководством врача-педагога Марии Монтессори выиграли олимпиаду в Риме, опередив нормальных итальянских школьников, Мария стала расширять сферу деятельности.

Девиз центров Монтессори : “ Помоги мне это сделать САМОМУ. И тогда я всё пойму.” Отличный девиз, надо сказать!

Всё, что нужно от педагога или от активного родителя, если вы решили заниматься дома :

1). Предоставить малышу как можно больше свободы.

2). Создать условия для обучения. При этом незаметно направлять энергию ребёнка в нужное русло.

Оптимальное количество детей в группе – 40 человек, старшие помогают обучаться младшим.

Комната для занятий делится на зоны :

зона практической жизни – там дети в процессе игры учатся застёгивать пуговицы, завязывать шнурки и прочим жизненно важным навыкам.

зона сенсорного развития – тут малыши усваивают понятия цвета, формы, размера предметов.

зоны различных наук .

Детишки не сидят в одной зоне во время занятий, а переходят из одной в другую.

Никаких наград за успехи не полагается. Впрочем, не предусмотрено и наказаний. Слишком расшалившегося малыша просто отделяют на время от групповых занятий.

Педагог в школе Монтессори должен уметь увлечь детей своими идеями, но при этом не вмешиваться в их действия.

Возраст до трёх лет Мария называла впитывающим сознанием – когда ребёнок впитывает всё, что видит и слышит, как губка. А с трёх до шести малыш ” строит самого себя” – развивает память, восприятие, мышление.

Но свобода на занятиях – отнюдь не вседозволенность. Существуют определённые правила :

говорить только по очереди,

не ходить по чужому коврику,

брать с полки очередную игру только тогда, когда поставишь на место взятую ранее.

Физические упражнения.

Никаких особых приспособлений не нужно, просто стимулируйте двигательную активность малыша.

Можно маршировать по линии, нарисованной на полу – в виде эллипса длиной примерно 4 метра и шириной 4 сантиметра. Это развивает равновесие и координацию движений.

Практические навыки.

Доверять ребёнку мелкие обязанности по дому : вытереть пыль, полить цветы, накрыть на стол и т.д.

По Монтессори, чем пользоваться игрушечной посудкой или, например, отвёртками – лучше использовать настоящие – это успешнее готовит к взрослой жизни. Замечала за дочкой – хоть и имеется у неё пять наборов игрушечной посуды, ей гораздо интереснее поить своих кукол из настоящих чашек :)

Для тренировки мелкой моторики и координации движений в центрах Монтессори используют переливание воды, допустим, из кувшина в чашку. Если ребёнок разлил воду, он должен сам собрать её губкой, а потом выжать губку над раковиной.

Упражнения по развитию сенсорики.

Для развития осязания предлагаются кусочки разных тканей, гладкие и шершавые таблички;

для развития слуха – колокольчики разного звучания, погремушки с различными наполнителями ;

для развития вкуса – специальные вкусовые стаканчики.

Дети учатся различать высокий и низкий звук, громкий и тихий.

В этой же зоне они знакомятся с понятиями ” круг“, ” шар”, “ квадрат“, рисуют карандашом и красками, лепят из пластилина. Используются наборы из разных геометрических фигур, рамки для вкладывания, кубики разного размера.

Вкусовые стаканчики можно сделать дома. Для этого приготовить растворы четырёх вкусов : сладкий ( с сахаром ), солёный, кислый ( с соком лимона), горький ( с перцем). Каждый раствор разлить в две чашки – всего чашек будет 8, показать малышу, как пипеткой накапать в ложку несколько капель. Пусть он попробует все жидкости по очереди, научится понятиям “ сладко”, ” горько”, ” кисло“,“солёно”, а затем найдёт пары чашек с одинаковым вкусом.

Для обучения чтению Мария Монтессори использовала шершавые буквы ( например, бархатные), наклеенные на деревяшки : гласные – на голубом фоне, согласные – на красном, а также металлические вкладыши в виде букв.

А для обучения математике разноцветную башню с бусинами: на первом стержне одна бусина одного цвета, на втором – две другого цвета и т. д., на последнем – 10 бусин.

Вообще Монтессори разработала много специальных дидактических материалов –

” Розовая башня” –  10 кубиков, каждый больше предыдущего на сантиметр;

” Коричневая лестница” – 10 призм, имеющих в сечении квадрат;

” Красные штанги” – 10 штанг длиной от 10 сантиметров до метра;

” Красно-синие штанги” – с отрезками красного и синего цветов по 10 см длиной.

Вся эта методика в теории показалась мне довольно любопытной.

А кто-нибудь из вас использовал её на практике ? Поделитесь опытом в комментариях!

В видеоролике –  пример занятий с детишками 3 – 6 лет в детском центре Монтессори ” Умная кроха”.